Книга руководителя Центра социологии образования, науки и культуры Института социологии Российской академии наук Д.Л. Константиновского содержит результаты его многолетних исследований проблем образования и молодежи.
В первой части книги приведены материалы анализа уникального динамического ряда, созданного в ходе, обследований молодежи, начатых в 1960-х годах и продолжающихся поныне. Показано, как в годы перемен, произошедших в стране, усилилось социальное неравенство в сфере образования.
Вторая часть книги содержит материалы исследования доступности качественного-общего: образования. Специальная: методика позволила выяснить, каков ресурс качественного, образования (процесса обучения и его результатов) в школах страны и отдельных регионов, и затем определить, какова доступность этого ресурса для детей из семей, обладающих различным социальным, финансовым, культурным капиталами; Даны рекомендации по уменьшению негативных эффектов.
В третьей части книги, читателю предложены итоги построения математических моделей, позволяющих прогнозировать шансы в сфере образования для выходцев из разных социальных групп. Показано, как такие модели могут быть использованы в практике социального планирования и управления: они позволяют более надежно предвидеть социальные последствия принимаемых решений.
Книга адресована преподавателям, аспирантам и студентам социологических факультетов вузов, исследователям образовательной сферы, специалистам в области управления образовательными системами, а также политикам, журналистам, поскольку в ней анализируется важная проблема российского общества. Книга представляет интерес и для широкого круга читателей: рассматриваемые в ней вопросы волнуют практически каждую семью.