В монографии на основе выявления тенденций и проблем изменения спроса и предложения навыков, а также исследования современных механизмов их формирования и актуализации обоснованы приоритетные направления развития человеческих ресурсов Российской Федерации, отвечающие стратегическим вызовам периода цифровой трансформации сферы труда. Авторами выявлены и систематизированы актуальные и перспективные тенденции, связанные с изменением спроса на профессии и навыки на российском и глобальном рынках труда. Определены направления трансформации востребованности навыков и профессий в условиях цифровизации экономики, навыки и профессии будущего. Выявлены количественные и качественные диспропорции и тенденции изменения спроса и предложения рабочей силы на российском рынке труда (на основе статистического анализа данных 2009-2019 гг.). Определены особенности и проблемы спроса и предложения профессий/навыков в сегментах российского рынка труда, охваченных интернет-рекрутментом (на основе данных парсинга резюме и вакансий порталов интернет-рекрутмента в 2018 и 2020 гг.). Предложены и апробированы при проведении компетентностного анализа спроса и предложения рабочей силы c использованием технологий Big Data методические подходы к выявлению широко- и слабовостребованных навыков, выделению в компетентностном профиле вакансий профессионального ядра и экстра-навыков. Предложен и апробирован инновационный авторский подход к оценке потенциала капитализации навыков - возможного прироста заработной платы соискателя за счет расширения набора навыков, которыми он обладает. Выявлены и систематизированы актуальные направления политики формирования и совершенствования навыков населения в Российской Федерации. Определены стратегические вызовы периода цифровой трансформации сферы труда, стоящие перед Российской Федерацией, и отвечающие этим вызовам приоритетные направления развития человеческих ресурсов.
Выводы и рекомендации могут быть использованы в работе Минтруда России, Роструда, Минобрнауки России, Минпросвещения России, органов власти, служб занятости населения российских регионов, а также организаций системы профессионального образования.