В издании на основе результатов общероссийских социологических и экспертных исследований разных лет, данных государственной статистики дается комплексный анализ характера воспроизводства, в том числе в современных условиях, специалистов с высшим образованием и проблем их подготовки в контексте воспроизводства социально-профессиональной структуры общества в целом. Основную эмпирическую базу составляют итоги научно-исследовательского проекта, реализованного Институтом социологии ФНИСЦ РАН в сотрудничестве с Минобрнауки России и нацеленного на изучение характера выбора выпускниками вузов РФ жизненного пути и профессиональной карьеры, анализ деятельности вузовских служб содействия трудоустройству выпускников, а также разработку рекомендаций по оптимизации последнего. В качестве респондентов были опрошены 4000 молодых специалистов 207 предприятий и учреждений в 41 субъекте РФ. Одновременно был проведен экспертный опрос руководителей вузовских служб трудоустройства выпускников, служб управления персоналом предприятий и учреждений, территориальных (муниципальных) центров занятости населения. В монографии рассматривается роль системы образования в воспроизводстве социально-профессиональной структуры социума: оцениваются социальные функции системы образования, специфика влияния на их реализацию экономических и демографических трендов, динамика воспроизводства специалистов с высшим образованием, а также проблемы ротации кадрового состава. Наряду с этим исследуется профессиональное самоопределение молодежи в контексте вы(^ра жизненного пути, анализируются разнообразные условия профессиональной самореализации выпускников вузов. Особое внимание уделяется оценке условий труда молодых специалистов в контексте вопросов стабильности кадров и их закрепления в профессии, установок молодежи на карьерный рост, ее миграционных намерений и др. Предметом специального анализа становится воспроизводство отдельных профильных групп молодых специалистов с высшим образованием. Книга адресована исследователям социологического и экономического профилей, преподавателям и руководителям вузов РФ, работникам органов управления образованием федерального и территориального уровней.